Французские тяжеловесы

Лошадь породы Першерон — французский богатырь

Лошадь породы Першерон родом из Франции, а точнее из местечка Перше, расположенного в Нормандии. Точное время появления этой породы неизвестно, однако связано это, конечно, с эпохой крестовых походов, когда сильные и тяжелые лошади нужны были не только для крестьянского труда, но и перевозки воинов, облаченных в громоздкие латы из тяжелого железа.

Лошадь породы Першерон родом из Франции, а точнее из местечка Перше, расположенного в Нормандии

История формирования породы

Считается, что першеронская порода лошадей берет свое начало от массивных верховых коней, которых использовали в рыцарской кавалерии. Рыцарь был очень тяжелой ношей, поэтому и породы лошадей для них нужны были особенные.

После того как рыцарская лошадь потеряла свою актуальность, тяжелые кони стали востребованы преимущественно как упряжные перевозчики тяжестей.

Определить точно, от кого пошла порода Першерон сейчас сложно. Ретроспективный анализ гибридизации привел к выводу о том, что лошадь Першерон была выведена путем длительного скрещивания восточных лошадей, преимущественно арабских, а также бретонских и булонских пород. Столь сложная гибридизация привела к тому, что першеронская лошадь приобрела такие качества, как:

  • особенную выносливость;
  • сухой тип сложения тела;
  • гармоничность пропорций;
  • массивность, мускулистость и необычайную силу;
  • ловкость, маневренность и даже легкость в передвижении;
  • мягкий ход при любом аллюре.

Эта порода унаследовала от своих арабских предков редкую серую масть, что придало ей особую привлекательность.

Принято считать, что эта порода окончательно сформировалась и начала поддерживаться в качестве стандарта с середины XIX в. С тех пор коннозаводчики стали целенаправленно поддерживать породные качества тяжелых лошадей, а селекционная работа была направлена на улучшение самых ценных качеств этой лошади.

Лошади породы першерон (видео)

Экстерьер Першеронов

Внешний вид современных Першеронов впечатляет своей мощью, размерами и в то же время гармонией. Эта лошадь не грузная — она большая и сильная. Параметры породы можно выразить следующими цифрами:

  • высота в холке — 162 см у жеребцов, 160 см у кобыл;
  • длина туловища -169 см для жеребца и кобылы;
  • обхват груди — соответственно, 202 и 197 см;
  • обхват пясти — 24,4 и 22,7 см.

Принято считать, что эта порода окончательно сформировалась и начала поддерживаться в качестве стандарта с середины XIX в.

Более подробно породные параметры представлены следующим образом.

  1. Преобладающие масти — серая и вороная, однако могут быть чалая и рыжая.
  2. Как у всех тяжеловесов, голова относительно всей величины тела имеет небольшие размеры, однако отличается особой выразительностью. Лоб выпуклый и широкий, глаза слегка навыкате, уши длинные, нос приплюснутый с широкими ноздрями.
  3. Шея крепкая, широкая, средней длины, хорошо поставленная.
  4. Грива пушистая и очень густая.
  5. В холке наблюдается приподнятость, характерная для сильных лошадей.
  6. Круп длинный, мощный и прямой.
  7. Хвост отличается особой пушистостью и низкой посадкой. В настоящий момент купирование хвостов не практикуется.
  8. Спина, хоть и короткая, но мускулистая, сильная, хорошо поставленная. Именно это свойство обеспечивает ту самую плавность движений и маневренность перемещения.
  9. Грудь одновременно отличается глубиной и широтой.
  10. Ноги очень сильные и мускулистые. Пропорции ног несколько отличаются от таковых у скаковых лошадей. Предплечья обычные, т. е. средней длины, зато пясть короткая и очень крепкая. Суставы отличаются плотной костью, а сухожилия — выносливостью.

Продолжительность рабочей жизни Першеронов может длиться четверть века. Учитывая тот факт, что эта лошадь большая и тяжелая, такой срок оценивается, как большой.

Основные черты характера

Принято считать, что тяжеловозы несколько медлительны и туго соображают, что связано с их слишком большими размерами. В какой-то степени это относится и к першеронским лошадям. Однако это компенсируется спокойствием, невозмутимостью и огромным терпением. Все эти черты характера не идут в ущерб активности и подвижности представителей этой породы. Скорее наоборот, этот конь обладает удивительно быстрой реакцией и умением самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях.

Продолжительность рабочей жизни Першеронов может длиться четверть века

Этим тяжеловозам не нужно создавать какие-то особые условия, поскольку они не обладают капризностью породистых лошадей. Кроме того, Першероны очень чуткие и понятливые лошади, они быстро обучаются, надолго закрепляя навыки.

Галерея: лошадь породы Першерон (25 фото)

Применение тяжеловозов в наше время

Благодаря замечательным качествам характера этих огромных лошадей любят включать в цирковые программы. Хлопот с ними немного, а зрелище можно создать великолепное.

В наше время эти силачи по-прежнему востребованы в качестве тягловой силы, но уже без всяких рыцарей и турниров.

Использоваться тяжеловоз французской породы может в самых разных работах. Они хорошо зарекомендовали себя на войне, в земледелии, с телегой и даже под седлом в качестве кавалерии. На аналогичных работах применяется и другой красавец-тяжеловоз — бельгийский Брабансон.

Французские Першероны делятся на 2 типа — малые и большие. Представители 1 типа имеют средний рост, быстрый и легкий ход, они хорошо идут под седлом, быстро передвигаются в упряжи.

Першероны 2 типа отличаются более высоким ростом, особой массивностью и мускулистостью. Это настоящие богатыри в мире лошадей, способные тащить телегу, пушку, плуг или несколько прыгающих по широкой спине циркачей. Во время Великой Отечественной войны, не говоря уже о Первой Мировой, тяжеловозы были крайне востребованы как сила, способная перетаскивать артиллерийские орудия и другие военные грузы.

Считается, что тяжеловесы в наше время менее востребованы, чем беговые лошади. Это связано с существованием моды на домашние конюшни исключительно с легкими, быстроходными скакунами. А удел тяжеловозов — сельское хозяйство, а также катание отдыхающих людей в парках и зеленых зонах.

Першерон (видео)

Разведение и торговля Першеронами

Крепкие и тяжелые лошади ценились во все времена, но специально тяжеловесные породы выводили в Европе, точнее, во Франции и Бельгии. В настоящее время самыми известными породами такого типа являются бельгийские Брабансоны. Франция специализируется на Першеронах. Обе страны разводят также и тяжеловесов мелкого калибра — Арденнов. Они значительно уступают по силе и величине Першеронам и Брабансонам, но при этом не утрачивают своих богатырских качеств.

С начала XIX в. началась продажа тяжеловозов из Франции в соседние страны. Торговля проходила бойко, потому что эти лошади прекрасно зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях. Особенно Першероны оказались востребованными за океаном — в Северной Америке.

В России интерес к большим тяжелым лошадям всегда был огромен. Огромная территория, сложный рельеф и обилие тяжелой работы на рудниках и лесозаготовках формировали большой спрос на крепких лошадей.

Впервые племенных тяжеловозов из Европы в Россию стали завозить с конца XIX в. Разведением своей большой и сильной лошади занялся Хреновской конный завод, который и сейчас продолжает работать в Воронежской области.

Несколько позже тяжеловозов стали разводить на других конезаводах России, например, в Воронеже и Брянске. В результате селекционной работы российский Першерон приобрел некоторые отличия от французского варианта породы.

Российский тяжелый конь получил название Владимирского тяжеловоза. Работа над своей чистопородной линией была начата после первых закупок знаменитых европейских тяжеловозов: Брабансонов, Першеронов, Клейдесдалей, Шайров.

Выведение породы путем гибридизации проводили на основе как чистопородных экземпляров, закупленных в Европе, так и местных лошадей, обладавших определенными свойствами.

Владимирский тяжеловоз как порода лошадей появился на свет в начале 30-х гг. XX в. Официально порода была зарегистрирована уже после войны — в 1946 г. Над созданием породы работала целая сеть конезаводов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области. Аналогичные селекционные работы проводились и в Ивановской области.

Наибольших успехов в разведении Першеронов достиг Октябрьский конный завод в Ульяновской области. Там поддерживалась чистопородная линия именно от французских производителей. Здесь были самые крупные особи с правильным телосложением, высокой работоспособностью.

Однако российская популяция тяжелых лошадей слишком мала и не может поддерживаться без вливания генов из Европы. Однако последний производитель породы Першерон был завезен из Франции в 1991 г.

Сейчас роль государственных конезаводов в разведении чистопородных лошадей сильно подорвана, поэтому эту функцию на себя взяли преимущественно частные заводчики, которые в силу своего коммерческого положения ориентируются на сиюминутный спрос. Люди же предпочитают покупать легких скакунов, а не потомков рыцарских тяжеловозов.

Для того чтобы купить красавца породы Першерон, не обязательно ехать во Францию. Это можно сделать в России. Мало того, их можно взять в аренду. В финансовом выражении такое временное или постоянное приобретение может обойтись в сумму от 2000 до 10000 долларов.

Стоимость покупки или аренды зависит от многих особенностей лошади. Прежде всего ценится возраст, здоровье, внешние данные, обученность, характер и даже масть.

В наш век двигателей внутреннего сгорания далеко не все отдают предпочтение лошадям как тягловой силе. Бензин, конечно, все время дорожает, однако трактор или автомобиль пока стоит в гараже, забот не требует Лошадь же — существо живое, она требует постоянного ухода и снабжения кормами. Однако у нее перед автомобилем есть 1 несомненное преимущество: она сама размножается. Для некоторых хозяйственных работ труд лошади гораздо более удобен и выгоден, чем использование автомобилей. По крайней мере не надо платить ОСАГО и проходить техосмотр.

Во Франции и Бельгии — родине тяжеловозов эти породы по-прежнему востребованы. Впрочем, речь идет не столько о коммерческой востребованности породы, сколько о поддержке культурных достижений. Ведь Першерон во Франции, а Брабансон в Бельгии — это история и национальная гордость. Эти лошади когда-то сыграли свою значимую роль в 2 войнах. Наконец, это визитная карточка страны, что трудно измерить в денежных единицах. По этой причине для поддержания породы во Франции государство дотирует и поощряет коневодство как национальную особенность хозяйственной деятельности.

Французские тяжеловесы. Танки, опоздавшие на войну

Франция с самого начала зарождения эры танкостроения была страной, которая шла своим собственным путем в этой области. Здесь было создано много оригинальных проектов, часть из которых была воплощена в металле и даже производилась серийно, а часть так никогда и не была построена, оставив после себя лишь чертежи. При этом именно бумажные проекты французских танков, которые разрабатывались уже перед самым началом Второй мировой войны, просто поражали воображение своими размерами и массой. Уже в 1939 году во Франции были проекты бронированных мастодонтов, которые не затерялись бы на фоне более позднего немецкого «Мауса» или вовсе могли превзойти его.

О двух сверхтяжелых танках Франции данного периода мы уже писали. Об удивительных боевых машинах, какими, безусловно, были Char 2C, известный также как FCM 2C, и 140-тонный FCM F1, вы можете прочесть в статье «Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Франции». Сегодня же мы подробнее рассмотрим два других, не менее удивительных, французских проекта: тяжелый танк FCM 1A, компоновка которого была более привычна и свойственна скорее танкам периода Второй мировой войны, нежели 1917 году, и сверхтяжелый танк AMX «Tracteur С», который по французской терминологии относился к «танкам-крепостям» (Char de forteresse).

Тяжелый танк FCM 1A

История данного танка берет свое начало летом 1916 года. Именно тогда французские военные сумели сформулировать все те качества, которые они хотели бы видеть в тяжелом танке. Хотели они не так уж и много, но для тех лет их видение развития танков было передовым. Подтверждением этого станет позднее легкий танк Renault FT-17, который стал первым танком классической компоновки и очень успешной боевой машиной, активно поставляемой на экспорт. От нового тяжелого танка летом 1916 года французы хотели: башенной установки вооружения, возможности уверенно преодолевать траншеи и складки местности, чем не могли похвастаться Шнейдеры и Сен-Шамоны, а также нормального противоснарядного бронирования (к тому моменту немцы уже научились бороться с французскими танками с помощью своих 77-мм полевых орудий). Пулеметов на тяжелый танк планировалось ставить столько, сколько поместится. При этом новая тяжелая боевая машина была нужна французским военным срочно, как говорят, еще вчера.

На фоне первых французских танков проект, который был представлен Средиземноморским обществом железноделательных заводов и верфей (F.C.M.), смотрелся гораздо лучше. Компания получила задание на разработку тяжелого танка в июле 1916 года от руководителя Управления автомобильной службы французской армии. Практически сразу же после получения первой информации о боевом применении английских танков Mk.I специалисты французской компании FCM создали свой проект танка массой более 38 тонн, вооруженный 105-мм пушкой и отличавшийся 30-мм бронированием. На танк планировалось установить двигатель компании Renault мощностью 200 л.с.

Достаточно скоро, 30 декабря 1916 года, проект танка, получившего обозначение Char Lourd А, был представлен на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии французской армии. Старания инженеров компании FCM были оценены положительным образом, но выводы комиссии не были так оптимистичны. Предварительная оценка данного проекта показывала, что при полном комплекте вооружения, боезапаса и топлива, а также при 30-мм бронировании масса танка превысит 40 тонн. При существующих на тот момент времени технологиях создать удобную и надежную трансмиссию механического типа для такого танка не представлялось возможным, поэтому было принято решение о создании электрической трансмиссии. Данный проект также был развит генералом Этьеном, который предлагал два альтернативных танка с 75-мм орудиями и разными типами трансмиссий — электрической и механической.

При этом требование по бронированию осталось неизменным, танк должен был быть защищен от попаданий немецких 77-мм полевых орудий. Также опыт боевого применения первых французских танков продемонстрировал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башне не обойтись, тот же Saint-Chamond мог наводить свою пушку в весьма ограниченном секторе, являясь больше САУ, чем танком. С этой позиции башенный танк с 30-мм бронированием компании FCM для своего периода времени выглядел очень достойно.

Ходовая часть танка не отличалась особой оригинальностью конструкции. Согласно требованиям, на тяжелом танке ее пришлось выполнить достаточно высокой, практически в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, однако жесткость хода отчасти была компенсирована их количеством. Ведущие колеса находились впереди, направляющие колеса гребневого зацепления — сзади. Все открытые элементы ходовой части были надежно прикрыты бронеэкранами.

Танк FCM 1A выгодно отличался классической компоновкой. В передней части его корпуса было расположено отделение управления, в котором находились места механика-водителя и его помощника. Далее находился боевой отсек, по бортам которого имелось по одному смотровому прибору и по две амбразуры для ведения огня из пулеметов. В боевом отсеке размещались сразу 5 членов экипажа: командир танка, наводчик, заряжающий, пулеметчик и механик-моторист. Таким образом, экипаж танка состоял из 7 человек. Моторный и трансмиссионный отсеки располагались в корме боевой машины, занимая более 50% всей длины танка. Бронирование FCM 1A было дифференцированным. Так башня и лобовая часть корпуса имели 35-мм бронирование, борта и корма корпуса — 20 мм, крыша и днище корпуса — 15 мм. Приборов наблюдения на танке было мало. В корпусе боевой машины имелось 4 смотровых щели, прикрытых бронестеклами (две спереди и две по бортам). Помимо этого, командир танка мог вести наблюдение за полем боя при помощи командирской башенки или телескопического орудийного прицела.

Состав вооружения тяжелого танка компании FCM был внушительным. В башне конической формы, которая размещалась на крыше боевого отделения, планировалось установить 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. Согласно проекту (и на макете), еще один пулемет должен был быть установлен в шаровой установке во лбу корпуса с небольшим смещением к левому борту танка, однако на построенном прототипе данный пулемет отсутствовал. Помимо этого, в укладке внутри боевого отделения находилось 4х8-мм пулемета Hotchkiss, которые могли использоваться для стрельбы из амбразур в бортах корпуса.

Читайте также:  Организация лечения пареза у коров

Прежде чем построить прототип танка в металле, французы создали деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия, осмотревшая работу, осталась довольна увиденным. Внешний вид тяжелого танка FCM 1A был очень внушительным. При этом боевая машина получила вращающуюся башню и бронирование, которое превосходило любой из английских «ромбов». На ходовые испытания танка, которые прошли недалеко от города Сейне, опытный образец смог выйти 10 декабря 1917 года. Официально испытательный цикл боевой машины начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте, после чего танк решили отправить на песчаный пляж. Благодаря наличию высокой ходовой части, FCM 1A сравнительно легко преодолевал препятствия, среди которых были: вертикальная стенка высотой 0,9 метра, траншея шириной 2 метра и яма диаметром 3,5 метра. Не являлись для него препятствием и проволочные заграждения, а также небольшие воронки от снарядов. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром примерно 35 см. Но были у танка и явные слабые места, которые касались подвижности. FCM 1A с трудом управлялся на поворотах. Танк мог хорошо двигаться лишь по прямой. При попытке «заложить вираж» боевая машина из-за большой длины ходовой части и небольшой ее ширине, недоработанной трансмиссии и конструкции гусеничных траков, едва могла совершать повороты даже на твердой поверхности.

В то же время огневые испытания танка прошли очень удачно. Стрельба из 105-мм орудия доказала его высокую эффективность в боевых условиях, но на серийных танках все же собирались устанавливать 75-мм орудия. Выбор в пользу меньшего калибра французские военные обуславливали несколькими факторами: меньшей отдачей при выстреле, меньшими габаритами орудия и большим возимым боекомплектом, который и так был велик. Так, для 105-мм пушки в танке могло поместиться 120 снарядов, а для 75-мм и вовсе 200 штук. Помимо этого, для каждого из 5 пулеметов имелось от 2500 до 3000 патронов.

Попутно инженеры компании FCM создали еще два варианта танка FCM, 1В и FCM 1С. Последний из них был самым тяжелым. Его масса должна была составить уже 62 тонны, а длина возрастала до 9,31 метра. При этом бронирование и вооружение оставались неизменными. Вариант FCM 1С был изготовлен в середине 1918 года, планировалось даже приобрести 300 таких машин, однако капитуляция Германии и завершение Первой мировой войны привели к тому, что в разоренной войной Франции просто отпала необходимость в столь тяжелых танках прорыва.

Несмотря на это, доработанный вариант танка 1С, получивший новый индекс Char 2C, несколько лет спустя все-таки был запущен в серийное производство. Танк был выпущен небольшой партией. Char 2C так навсегда и остался венцом развития тяжелой бронетехники периода Первой мировой войны, однако предназначенная для позиционной войны боевая машина оказалась совсем не приспособленной для Второй мировой войны, войны моторизованной, со стремительными прорывами в глубину обороны, стратегическими охватами и гонкой по незащищенным тылам противника. Опоздав на Первую мировую войну, к следующей войне тяжелые французские танки безнадежно устарели.

Тактико-технические характеристики FCM 1A:
Габаритные размеры: длина — 8350 мм, ширина — 2840 мм, высота — 3500 мм.
Боевая масса — примерно 41 тонна.
Бронирование: лоб башни и лоб корпуса — 35 мм, борта корпуса и корма — 20 мм, крыша корпуса и днище — 15 мм.
Вооружение — 105-мм пушка или 75-мм пушка, 5х8-мм пулеметов.
Боекомплект — 120 выстрелов для 105-мм пушки, 200 выстрелов для варианта с 75-мм пушкой и более 12,5 тысяч патронов к пулеметам.
Силовая установка — 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 220-250 л.с.
Максимальная скорость — до 10 км/ч.
Запас хода по шоссе — примерно 160 км.
Экипаж — 7 человек.

Сверхтяжелый штурмовой танк или «танк-крепость» AMX «Tracteur С»

В 1920-1930-е годы французскую танковую промышленность поразил длительный период «застоя», прервать который удалось лишь перед началом Второй мировой войны. Однако данный прорыв не означал того, что теория использования танков и танковых соединений Генштабом французской армии смогла уйти так же далеко, как и конструкторская мысль. Обладая такой огромной сетью фортификационных сооружений, как «линия Мажино», командование французских сухопутных войск вплоть до мая 1940 года находилось в полной уверенности, что прорвать эту линию обороны просто невозможно. Точно того же они ждали от вечного противника — Германии, у которой имелась собственная «линия Зигфрида». Именно для прорыва последней, а также хорошо укрепленных оборонительных полос противника во Франции разрабатывались проекты танков с крупнокалиберными орудиями, которые в британской и немецкой терминологии именовались штурмовыми, а во французской — «танками-крепостями» (Char de forteresse). Ужасы окопной войны Первой мировой и нанесенная ей психологическая травма были так сильны во Франции, что на свет появилось несколько проектов фантастических мастодонтов, которые должны были прорвать любую оборону противника.

В ноябре 1939 года, когда Польша уже пала первой жертвой начавшейся Второй мировой войны, Генштаб французской армии выдвинул технические требования к очередному «танку-крепости», который смог бы преодолевать даже самые хорошо укрепленные линии обороны. Для этого, по мнению генералов старой школы, нужно было оснастить боевую машину пушками двух калибров, чтобы успешно бороться с разными типами целей не поле боя. Здесь просматривается аналогия с разрабатываемыми в СССР многобашенными танками, но остальные требования явно выходили за рамки разумного и привели к появлению проектов таких стальных монстров, как FCM F1 и AMX Tractuer C. Разгромное и быстрое поражение Польши ничему не научило французских генералов.

Заказ на разработку сверхтяжелого танка для компании АМХ не стал неожиданностью, хотя выполнение всех требований военных даже на стадии проекта представлялось трудновыполнимой задачей. Свое название «Tractuer C» новый танк получил в целях секретности. Тогда же компания работала над проектом среднего танка Tracteur B, который был более адекватным и отвечал требованиям времени. По компоновке корпус танка Tractuer C образца 1939 года сильно походил на «древний» Char 2С, который небольшой партией был выпущен компанией FCM. В носовой части боевой машины находилось отделение управления, в котором было место механика-водителя (слева) и радиста (справа). В переднем боевом отделении планировалось разместить места командира танка и заряжающего. За ними располагалась силовая установка и трансмиссия танка, а в кормовой части машины планировалось установить малую орудийную башню и место заднего механика-водителя(!). Наличие второго мехвода в корме было пережитком Первой мировой войны, так как обеспечить равноценное маневрирование танка передним и задним ходом в те годы было просто невозможно, это не удалось никому.

В качестве основного оружия для «танка-крепости» была выбрана 105-м пушка, скорее всего, Canone 105L mle1913, которая располагалась в главной башне, максимальный диаметр которой составлял 2,35 метра, и 47-мм орудия SA35 в малой башне полусферической формы в корме корпуса, расположенной с небольшим смещением в правую сторону от центральной ости танка. Из-за существенной массы вращение главной башни планировалось осуществлять при помощи электромотора. Дополнительным вооружением Tractuer C должны были стать 4х7,5-мм пулемета МАС31, которые размещались по бортам в передней и задней частях корпуса.

Бронирование танка планировалось достаточно внушительным. Корпус сварной конструкции должен был собираться из бронелистов толщиной до 100-мм (лоб и борта), вероятное бронирование главной башни находилось в этих же пределах, бронирование задней малой башни составляло порядка 60 мм. Ходовая часть боевой машины явно тяготела к танкам периода Первой мировой войны. Применительно к каждому борту она состояли из 24 опорных катков малого диаметра, а также 13 поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса.

Размеры танка Tractuer C также были соответствующими (длина по гусеницам — 9,375 метра, ширина — 3 метра, высота — 3,26 метра), хотя в этом плане он не сильно отличался от советского мастодонта Т-35. Вес танка компании АМХ оценивался в 140 тонн. Для того, чтобы приводить в движение такую тяжелую машину, танк планировалось оснастить двумя двигателями, мощность которых осталась неизвестно, а также электрической трансмиссией. Зато объем топливных баков танка был оговорен сразу — 1200 литров.

Представленные французским военным в декабре 1939 проекты танков FCM F1 и AMX Tractuer C вызвали у армейского командования неподдельный интерес, однако победителем признали первый проект. Вероятно, военная комиссия посчитала компоновку и размещение вооружения на этом танке более рациональным, однако главным козырем FCM на тот момент был деревянный макет их боевой машины. Проиграв первый тур борьбы, инженеры компании AMX не сдались. Уже в январе 1940 года они представили военным значительно переработанный проект танка, который остался известен как AMX Tractuer C 1940 года.

Корпус «танка-крепости» претерпел серьезные изменения. Как и на предыдущем проекте его конструкция была сварной и собиралась из 100-мм бронелистов, однако компоновка была совершенно другой. Конструкторы отказались от кормовой малой башни, как от пережитка прошлого, ее перенесли в носовую часть танка, что придавало ему некое сходство с FCM F1 и советскими танками Т-100 и СМК. Топливные баки и двигатели были перенесены в кормовую часть корпуса танка. В средней части корпуса расположили боевое отделение, на крыше которого появилась основная башня типа ARL8, с установленным в ней 90-мм орудием. В малой башне, которая находилась теперь впереди боевой машины, чуть правее места механика-водителя, сохранили 47-мм пушку SA35. Также сохранились и 4х7,5-мм пулемета МАС1931 по бортам корпуса.

Из-за проведенных доработок проекта длина танка увеличилась, что повлекло и доработки в ходовой части. Теперь на каждый борт приходилось уже по 26 опорных катков. Габаритные размеры Tractuer C образца 1940 года были такими: длина — 10 метров, ширина — 3,03 метра, высота — 3,7 метра. Однако до реализации данного проекта в металле дело так и не дошло, хотя некоторые предпосылки все же существовали. Французская армейская комиссия, скорее всего, в целях перестраховки, разрешили компаниям FCM, ARL и АМХ выпустить по одному опытному образцу, чтобы провести сравнительные испытания машин — танки нужно было сдать к лету 1940 года. Параллельно с этим компания Schneider в январе 1940 года получила заказ на 4 башни для прототипов будущих сверхтяжелых танков. При этом заявлено было, что башни будут производиться лишь под установку 105-мм орудий. Но очень скоро стало ясно, что фирма АМХ просто не в состоянии предоставить проект танка Tracteur C к лету 1940 года, проект остался только на бумаге, а уже в конце июня 1940 года Франция потерпела катастрофическое поражение, став очередной жертвой немецкого Блицкрига.

Даже если бы этот стальной монстр успел на поля сражений Второй мировой войны, немецкая военная машина прошлась бы по нему катком. Сверхтяжелые танки Франции не были приспособлены для молниеносной войны. Эти огромные медлительные монстры были прекрасной целью для артиллерии и авиации противника. Знаменитые «Штуки» не оставили бы от этих «черепах» камня на камне. Большие претензии были и к ходовой «сороконожке» с большим количеством маленьких опорных катков и гусеницами от устаревающего танка B1 Bis. А о таких вопросах, как проходимость по мягким и болотистым грунтам, французские военные и конструкторы как будто не думали вовсе.

Тактико-технические характеристики AMX Tractuer C 1939 года:
Габаритные размеры: длина — 9375 мм, ширина — 3000 мм, высота — 3260 мм.
Боевая масса — около 140 тонн.
Бронирование — лоб и борта корпуса, а также главная башня — 100 мм, кормовая башня — 60 мм.
Вооружение — одна 105-мм пушка Canone 105L mle1913, одна 47-мм пушка SA35 и 4х7,5-мм пулемета МАС1931.
Силовая установка — два карбюраторных двигателя (мощность и тип неизвестны).
Запас топлива — 1200 литров.
Экипаж — 6 человек.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Французские тяжеловесы

Тяжеловесные породы лошадей — это красивые, сильные животные, которые выведены человеком для своих нужд. Одними из самых необычных представителей выносливых видов стали першероны. Как появилась эта порода и в чем ее особенность? В небольшом обзоре вы узнаете об экстерьере и характеристиках прекрасных животных, а также тонкостях выращивания.

Кони Першерон — красивые и сильные животные

Происхождение

Точных дат, когда появились первые першероны, у исследователей нет. Однако иппологи считают, что предки современных лошадей использовались в коннице Юлия Цезаря. Часть же ученых предполагает, что это новая порода, которая была выведена пару сотен лет назад в одном из французских шато.

Прообразом современного першерона стало мощное верховое животное, которое использовалось рыцарями-кавалеристами. Задачей лошади было перемещение человека с тяжелым вооружением на большое расстояние. Постепенно, с уходом металлических доспехов, зверей переориентировали на упряжки. Для городских нужд выращивали мощные виды, для армии – более миниатюрный, изящный тип.

Впервые о представителях породы заговорили в середине 19 века, когда животных стали использовать в омнибусах. Активные селекционные работы проводились во французском шато Ле Пен.

Лошади породы Першерон изначально использовались как упряжные животные

Тяжеловесы из Франции произошли путем скрещивания нескольких видов лошадей – арабских, булонских и бретонских. Поэтому впитала в себя все положительные качества, которыми обладали ее предки:

  • выносливость;
  • ловкость;
  • сухая конституция;
  • гармоничное сложение;
  • мягкий ход;
  • массивность.

Экстерьер

Современные першероны – это ширококостные, крупные животные. Размеры лошадей, согласно нормативам (в метрах):

  • длина туловища – 1,69;
  • высота – 1,60;
  • обхват груди – 2;
  • диаметр пясти – 0,24.

Першероны обладают преимущественно серой мастью

Распространенная масть тяжеловесов – вороная и серая, однако встречаются оригинальные чалые, рыжие представители. Арабские скакуны передали потомкам красивый цвет, который придает лошади аристократическую элегантность. Отличительная черта породы – шерсть, которая обладает блеском. Чтобы определить, что перед вами лошади из французского шато, внимательно присмотритесь к экстерьеру животных. Это мощные звери, с крупной головой, массивной шеей и богатырским крупом. Ноги сильные, мускулистые с плотными суставами. Хвост и грива густые.

Cлужат 22–25 лет. Практикуется скрещивание их с более лёгкими породами, для получения лошадей спортивных и охотничьих.

При всей своей массивности, великаны-першероны имеют отличный темперамент, хорошо идут на контакт с человеком. Благодаря отсутствию агрессии, животные завоевали популярность во всех странах Европы и Америки. Спокойный нрав и терпение не идет в ущерб сообразительности. Заводчики отмечают способность лошадей быстро понимать, легко поддаваться обучению. Огромная сила и невероятная выносливость сделали их помощниками во всех сферах.

Лошади Перешроны легко поддаются обучению

Содержание

Чтобы вывести здорового представителя породы, нужно знать о тонкостях содержания. Селекционеры французских шато разработали специальную систему, благодаря которой вырастают здоровые першероны. Кормление животных проводится минимум пять раз в день в одно и тоже время. Главным секретом рациона тяжеловесов является большое количество сочной травы: она составляет основную часть меню. Дополнительно скармливают:

  • концентраты;
  • грубые типы пищи;
  • корнеплоды.

Беременным кобылам грубые корма уменьшают до минимального количества. Содержание витаминов в рационах дополняют ветеринарными препаратами (масляные экстракты, инъекции).

В холодное время года животных содержат под крышей. Главные требования к помещениям:

Читайте также:  Правильная обрезка и формирование кроны алычи

Учитывая размеры тяжеловесов из французского шато, отсеки для проживания должны быть свободнее, чем для других пород: животному нужно нормально лечь, вытянув ноги. Хорошие вентиляция и освещение конюшни – это залог здоровья.

Першероны очень большие лошади, поэтому стойла для них должны быть просторными

Для подстилки используется солома, стружки хвойных пород или древесные гранулы. Откажитесь от сена – это грубый материал, который вызовет раздражения на коже лошадей. Чтобы почистить стойло, животных выводят на прогулку или в свободный отсек. Мокрую подстилку, навоз убирают вилами, широкой лопатой. Помещение подметают, дезинфицируют. Емкости для еды, питья тщательно моют.

Животное регулярно купают, вычесывают специальной расческой. Глаза, ноздри каждое утро осматривают на наличие воспалительных процессов.

Ноги требуют повышенного внимания, поэтому при осмотре ищут ссадины, отеки, раны или растяжения. Помните: копыта нуждаются чистке и подковах. Для поддержания першерона в отличной физической форме, нужны систематические нагрузки.

Чтобы не потерять форму, Першерон должен регулярно гулять

Использование

Першероны – это животные, использование которых отличается универсальностью. Еще сто пятьдесят лет назад лошади из французских шато активно участвовали во всех сферах человеческой жизни:

  • перевозили орудия во время боевых действий;
  • помогали обрабатывать сельскохозяйственные угодья;
  • с легкостью перемещали омнибусы на большие расстояния.

Сейчас тяжеловесы используются не часто, поэтому их можно встретить в аграрных хозяйствах, международных выставках или перевозки туристов в парках отдыха. Благодаря своей грациозности и силе, тяжелая повозка элегантно провозится на огромные расстояния.

В конце 20 века на улицах Санкт-Петербурга появилась тележка, в которую запряжены першероны. Четверка серых лошадей используется в качестве живой рекламы: возит большую бочку пива известной пивоваренной компании.

Животные выступают на цирковых аренах. Добродушные здоровяки из шато отличаются хорошей реакцией и быстро обучаются. Оригинальная внешность с удивительной грациозностью завоевали любовь зрителей, артистов.

Тяжеловесы породы першерон – это умные животные, которые обладают богатырской силой и нетипичной для своего вида изящностью. При правильном уходе и полноценном меню, вырастить такую лошадь не составит труда. Помните о регулярном ветеринарном осмотре и вакцинации: это защитит зверя от болезней и связанных с ними осложнений.

Запись Французские тяжеловесы впервые появилась SeloMoe.

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Читайте также:  Техника выращивания тюльпанов Литтл Бьюти

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Самые сильные лошади

Самые сильные лошади – тяжелоупряжные. В 17–19 веках их разводили и использовали для перевозки грузов. С развитием эпохи механизации большинство тягловых пород оказались на грани исчезновения, потому что их заменили машины. Однако и сейчас есть потребность в этих лошадях – они до сих пор остаются верными помощниками на поле в сельской местности.

Краткая история лошадей-тяжеловозов

По мнению специалистов, современные породы тяжелоупряжных лошадей произошли от одного общего предка – древнего рыцарского коня дестриэ. Он отличался недюжинной силой и использовался в воинских сражениях. Мощные кони дестриэ были очень крупными, что позволяло им нести на себе вес всадника, облачённого в доспехи.

Дестриэ не могли похвастать маневренностью, скоростью и выносливостью. Под весом тяжести они быстро уставали, но легко передвигались по пересечённой местности и проявляли отвагу. Их сравнивают с танками, против которых бессильна пехота. Самые сильные лошади в мире, тяжелоупряжные, произошли именно от этих древних коней. Сегодня насчитывается более 100 пород, отличающихся крупным телосложением и недюжинной мощью.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

В России выведено 3 породные линии, относящиеся к тяжелоупряжным. К ним относятся:

  • советский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • владимирская порода.

В 18–19 веках эти животные были незаменимыми помощниками в сельской местности. Они использовались для перевозки леса, стройматериалов, сена, кормов. Сегодня большинство представителей этих породных линий задействованы там, где не пройдёт ни одна техника. Их сила по-прежнему нужна, но уже не в том объёме, как это было перед началом развития технического прогресса.

Советский тяжеловоз

Породу создали на основе помесей русских битюгов и упряжных лошадей. Позднее к их потомкам приливалась кровь арденов, першеронов и бельгийских тяжеловозов. Часть признаков советский тяжелоупряжный конь унаследовал от суффольков.

Порода лошадей советский тяжеловоз

Животные довольно рослые, обладают массивным типом телосложения, но при этом отличаются уравновешенным характером и проявляют покорность. Вес взрослого жеребца достигает 800 кг, а в отдельных случаях превышает тонну.

  • рост – 1,6–1,7 м;
  • обхват груди – 2 м;
  • голова грубоватая, среднего размера;
  • шея плотная с хорошо очерченным мышечным рельефом;
  • спина и грудь широкие;
  • рёбра имеют округлую форму;
  • круп мощный, раздвоенный;
  • конечности массивные, крепкие, с большими копытами;
  • масть лошадей этой породы преимущественно рыжая, реже встречается гнедая.

Внимание! Советский тяжеловоз ценится за силу, нетребовательность к кормовой базе и скороспелость. Кобылицы дают много молока.

Русский тяжеловоз

Рассматривая сильных лошадей, стоит упомянуть о русской тяжелоупряжной. Порода сформировалась на рубеже 19 и 20 столетий. За основу селекционеры брали отечественных теплокровных кобыл и скрещивали их с бельгийскими арденами и першеронами.

Русскую тяжелоупряжную породу официально признали и внесли в реестр в 1952 году. Это невысокие лошади, отличающиеся мягким темпераментом и нетребовательностью к уходу и питанию.

Первые племенные жеребцы, полученные от потомков арденов, отличались слишком малым ростом, около 143 см в холке. Селекционеры поставили цель – поработать над улучшением этого параметра. С годами русские тяжеловозы стали выше, современные жеребцы вырастают до отметки 149–153 см при весе 600–700 кг.

Порода лошадей русский тяжеловоз

  • голова крупная с расширенной лобной частью;
  • туловище непропорционально длинное с грудью бочкообразной формы;
  • ноги сухие, короткие, жилистые, с крупными суставами;
  • шея мускулистая, длинная, красиво изогнутая;
  • спина широкая со слабовыраженным прогибом;
  • круп плотный, у некоторых представителей породы слегка опущенный;
  • распространённые масти – гнедая, рыжая.

Владимирский тяжеловоз

Порода выводилась в довоенный период с 1930 по 1935 годы. За основу генотипа были взяты клейдесдальские жеребцы, их скрещивали с местными упряжными кобылами. Незначительное влияние на породу оказали шайры.

Владимирские тяжеловозы обладают крепким телосложением и высоким ростом – от 163 до 170 см. Среди отечественных тяжелоупряжных пород эта отличается самыми крупными габаритами.

Владимирской лошади свойственна большая голова с немного выпуклым профилем, расположенная на длинной мускулистой шее, широкая спина, косое расположение лопаток и крепкие костистые конечности с правильной постановкой. Низко посаженный сбитый круп округлой формы. Волосы в хвосте и гриве густые, что делает коня ещё красивее. Нижняя часть конечностей оброслая, копыта широкие с прочным рогом.

Представители владимирской породы ­– самые сильные лошади из тех, что выведены в Советском Союзе. Несмотря на крупные габариты, они проявляют миролюбие и покладистость. Лучшие жеребцы содержатся на конных заводах Ивановской и Владимирской областей.

Самые сильные кони Европы

В 17–19 веках в разных европейских странах тоже возникла потребность в сильных лошадях. В этот период начали интенсивно возделывать земли, а без верного помощника-коня в этом деле не обойтись. Тяжеловозов вывели в Бельгии, Франции, Англии. Некоторые из них позже повлияли на развитие отечественных пород лошадей.

Першерон

Французский тяжеловоз першерон – настоящий гигант. Один из представителей породы внесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой конь.

Французский тяжеловоз першерон

Его рост составил 2,13 м, а вес превысил 1,3 тонны. Першероны выведены в середине 19 века в небольшой и живописной провинции Перш, что на юге Франции, на основе местных упряжных лошадей и чистокровных арабских скакунов.

Глядя на лошадь породы першерон, люди удивляются, как гармонично в ней сочетаются необычайная сила и мощь гигантского тяжеловоза и пластичность и изящество, свойственное арабским скакунам.

  • голова першерона довольно крупная, но при этом выглядит лёгкой;
  • ноздри расширенные;
  • глаза умные, выразительные;
  • шея длинная с хорошо очерченными мышцами, украшенная густой роскошной гривой;
  • плечи мощные;
  • грудная клетка глубокая;
  • спина короткая, прямая, плавно переходящая в округлый раздвоенный круп;
  • ноги сухие, длинные;
  • масть – серая или вороная.

Внимание! Современные першероны представлены тремя типами – лёгким, средним и тяжёлым. Большей популярностью пользуется вторая разновидность тяжеловозов.

Брабансон

Бельгийская упряжная лошадь – одна из самых сильных в мире. Она получена путём скрещивания арденов и фландеров.

Бельгийская упряжная лошадь

Некогда предки брабансонов, отличавшиеся низким ростом и крепким телосложением, носили на себе воинов с тяжёлым обмундированием. Благодаря крови першеронов, кони стали более рослыми. Высота в холке жеребца современного бельгийского тяжеловоза достигает 160–176 см, а вес колеблется в пределах от 800 кг до тонны.

Характерные черты брабансона:

  • голова небольшая, морда вытянутая, лобная часть широкая;
  • шея мощная с красивым изгибом;
  • спина, как и холка, широкая, прямая;
  • раздвоенный круп округлой формы хорошо развит;
  • рёбра широкие, грудь глубокая;
  • конечности короткие с крупными суставами и оброслыми бабками;
  • преобладающие в породе масти – гнедая и рыжая в различных вариациях.

Современные брабансоны считаются одними из самых сильных лошадей в мире. Заводчики отмечают, что этим животным не свойственна агрессия и норов. Они с готовностью служат на благо своего хозяина.

Эта порода английского происхождения. Её вывели на основе местных кобыл и фландрских и фризских жеребцов. Шайры известны не только как самые сильные кони, но и как самые крупные представители лошадиного мира. Рост в холке взрослого жеребца составляет 1,85 м, а некоторые особи оказываются ещё более рослыми. На протяжении длительного периода времени эти животные использовались в военных целях, а позже их задействовали на полевых работах в сёлах.

Лошадь породы Шайр

Внешние характеристики шайров:

  • пропорционально сложенное тело;
  • голова крупная с широким лбом;
  • недлинная крепкая шея;
  • широкая и плотная спина;
  • мощный, чуть приподнятый круп;
  • длинные сильные сухие конечности;
  • на задних, а иногда и на передних ногах имеются белые чулки;
  • масти: вороная, серая, гнедая и рыжая.

Внимание! В послевоенное время численность племенного поголовья сократилась до критической отметки. Сегодня по всему миру насчитывается чуть больше 1000 шайров. Заводчики-энтузиасты прилагают все усилия, чтобы сохранить этих прекрасных скакунов.

Лошади-рекордсмены

Самая сильная лошадь в мире – шайр по кличке Вулкан, живший в начале 20 столетия. Его рекорд пока не смог побить никто. В 1924 году на выставке, которая проводилась в Англии, этот жеребец сумел в одиночку сдвинуть груз весом 47000 кг.

В 1893 году 2 жеребца породы английский тяжеловоз, запряжённые в одну повозку, тянули груз весом более 42000 кг на расстояние 500 м. Этот рекорд был зафиксирован в Америке.

Конь по кличке Форс, принадлежащий к породе советский тяжеловоз, тоже продемонстрировал свою мощь. Он сумел протянуть прицеп, в котором лежал груз общим весом почти 23 тонны, на расстояние 35 м.

Самые сильные лошади имеют интересную историю. Несколько веков назад они сопровождали рыцарей в Крестовых походах, а когда началась эра механизации, потребность в них резко упала. Теперь почти все тяжелоупряжные породы находятся на грани исчезновения.

Лошади тяжеловозы

Тяжеловозы — лошади особые, с добрым нравом, огромным ростом в холке, немереной силой и трудоспособностью.

Столетиями выводили люди породы лошадей пригодных для перевозки грузов, выполнения пахотных и тяжелых хозяйственных работ. В разных странах кропотливо создавались и совершенствовались свои тяжеловозные породы.

В результате, из более чем 250 пород лошадей существующих в настоящее время, 40 относят к тяжеловозам.

История тяжеловозов

Необходимость в очень сильных лошадях возникла в Средние века. Ведь что ни говори, рыцаря в полном вооружении могла выдержать, а тем более носить на себе, далеко не каждая лошадь. Средневековая рыцарская боевая лошадь называлась «дестриэ», что происходит от латинского «dextarius» — правосторонний, что по видимому было связано с тем, что с правой стороны боевого коня был обычно оруженосец. Дестриэ были весом до 800-1000 кг. и даже более, а рост их достигал 200 см.

Конечно лошади с такой массовой были не очень резвыми, но зато они были очень сильные и легко могли нести своего облаченного в доспехи хозяина. Именно от средневековых боевых лошадей со временем появились несколько современных пород лошадей тяжеловесов, таких как французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры. Это поистине уникальные породы лошадей. Огромного роста, с мощными крупами, они за один раз способны увезти груз как современный грузовик.

Лошади тяжеловозы даже устанавливали своеобразные рекорды по перемещению тяжелых грузов. Так в 1893г. пара тяжеловозов породы шайр в поместье Нестер, около Юэна в штате Мичиган, США, протащила сани, груженые лесом, общий вес которых составлял 42,3 т почти полкилометра.

В апреле 1924г. а Англии на выставке в Уэмбли тяжеловоз по кличке Вулкан, сумел натянуть упряжку с усилием на динамометре 29, 47 т. А пара тяжеловозов этой же породы рекордное тягловое усилие, зафиксированное на динамометре — 51тонну.

Тяжеловозные породы лошадей

Лошади тяжеловозы имеют внушительные размеры. По росту и весу тоже есть чемпионы. Так жеребец Сэмпсон из породы английских шайров считается самой большая лошадью в истории. В возрасте 4-х лет за его огромные размеры его переименовали в Мамонта. Он был ростом 2 метра 20 см. и весил 1520 кг. Жаль что не сохранились фотографии Сэмпсона. Но есть фото другого гиганта это французский першерон жеребец Марокко, рост которого 215 см., а вес 1285 кг.

А вот жеребец из породы брабансонов Бруклин Высочайший. При росте 195 см., он весил 1450 кг.

В России тоже давно разводят лошадей тяжеловозов, это: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз и владимирский тяжеловоз.

Русский тяжеловоз

Русские тяжеловозы выводились в 19-20 веке и со временем стали одной из самых популярных видов. И хотя они не выглядят так внушительно как их английские братья, рост их в основном не превышает 150 см, но они отличаются исключительной силой и выносливостью. На выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получил представитель этой породы, жеребец с кличкой Каравай. Кобылы этой породы отличаются высокой молочностью. Они дают до 5000 литров молока за период лактации.

Советский тяжеловес

Это порода была зарегистрирована в 1952 году. Её получили путем скрещивания бельгийских брабансонов и русских тяжеловесов. В результате получили лошадей с лучшими, чем у русских тяжеловесов характеристиками. Изначально выводилась эта порода не для красоты, а для работы, но те не менее их размеры тоже довольно внушительны.

Рост советских тяжеловесов составляет порядка 160-170 см. а вес от 800 до 1000 кг. Они отличаются значительной силой. Так жеребец Форс установил своеобразный рекорд, он провез прицеп с грузом 22991 кг на расстояние 35 метров. Молочная продуктивность кобыл этой породы чрезвычайно высока. Кобыла Рябина за период лактации дала 6173 литров молока.

Владимирский тяжеловоз

Вторая распространенная порода тяжеловесов в России это Владимирский тяжеловоз. Лошадей этой породы выводили скрещивая российских лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Лошади этой породы несколько меньше чем Советский тяжеловес, и несколько уступают им в силе. В среднем их рост 165 см, а вес порядка 750 кг. Но они отличаются необычной для тяжеловесных пород резвостью и выносливостью. Не смотря на свой вес, такая лошадь легко передвигается рысью, при чем со значительным грузом. С нагрузкой 1,5 т владимирский тяжеловоз рысью может преодолеть расстояние 2 километра всего за 5 минут и даже меньше.

Эти лошади прекрасно переносят снежную русскую зиму.

Отлично ходят под седлом. Выглядят просто изумительно в тройке. Да и соревнования среди лошадей тяжеловесов очень популярны.

Предназначение

Прежнее предназначение тяжеловозных пород — пахота, перевоз груза, уже в прошлом, и редко можно встретить при современном использовании этих лошадей. Сегодня в моду входит отдых на природе, туризм и спортивные состязания.

В конном туризме тяжеловозы стали очень важными и востребованными помощниками. Спокойный и уравновешенный характер этих сильных лошадей позволяет даже новичкам, впервые его оседлавшим чувствовать себя уверенно и спокойно верхом. При активном отдыхе любителям путешествовать верхом более выносливых и неприхотливых помощников не найти. Селекционеры и коннозаводчики давно ценят тяжеловозные породы за богатырскую мощь и крепкую стать, которую он передает потомству.

Недавно скрещенный тяжеловоз с рысистой кобылой дал помесь сильного и быстрого скакуна по достоинству оцененного любителями спортивных соревнований. Так же он пользуется популярностью у охотников. Точное выполнение команд, уравновешенность и скорость делают этих лошадей наилучшими помощниками, которые не подведут в трудную минуту. Они не пугливы и доверяет хозяину, что является залогом успешных взаимоотношений человека и лошади.

Ссылка на основную публикацию