Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжелоупряжные породы

Тяжеловозные породы лошадей, тяжелоупряжные породы, тяжеловозы: назначение, список пород

Тяжеловозные породы лошадей, тяжелоупряжные породы, тяжеловозы – породы больших, массивных, сильных, выносливых, лошадей выведенных для сельскохозяйственных работ и перевозки тяжелых грузов.

Одна лошадиная сила

Битюгами в России часто называли всех ломовых лошадей. Это слово даже стало нарицательным, означающим что-то могучее и неповоротливое. А на самом деле битюг – название единственной русской национальной породы тяжеловозов, и происходит оно от речки Битюг, притока Дона, протекающей в Воронежской губернии. Те же заливные луга и целинные степи, где бы выведен орловский рысак, вскормили и могучих добронравных лошадей.

Лошади породы Пуату: Фото, описание, история.

Ютландская лошадь (Датский тяжеловоз)

Ютландские лошади, также известные как датские тяжеловозы – прекрасная порода тяжеловозов, которая обладает прекрасной густой шерстью, в особенности – на ногах. В этой статье я хочу как можно подробнее описать эту породу, чтобы вам стало понятнее, о ком сейчас пойдет речь.

Голландская упряжная (ломовая) лошадь

Голландские упряжные кони выведены в Нидерландах. По их строению тела сразу видно, что они приспособлены для тяжёлых работ.
В наше время эта порода почти исчезла. Голландские кони выведены специально для работ на поле и перевозки тяжёлых грузов. Голландские кони – одни из самых массивных лошадей. У неё крепкое телосложение, крупный корпус и огромные ноги.

Рейнский тяжеловоз: фото, описание, история происхождения.

Прогуливаясь по великолепным лесам Германии, можно услышать громкое и властное ржание, мощный топот копыт. Это огромные и добрые силачи – Рейнские тяжеловозы. Да о их силе и выносливости сказываются легенды, а о их доброте, любви и верности поются песни и складываются стихи. Так давайте познакомимся с этими милыми и добрыми трудягами – незаменимыми помощниками человека в лесном хозяйстве!

Вятская лошадь (Вятка): фото, описание, история происхождения

Вятская порода лошадей (Vyatka, Viatka, Вятка) относится к одной из старейших российских пород: она появилась еще в XVII-XVIII веках. Название породы происходит от места ее зарождения – Вятской губы. С самого своего появления эта порода северного лесного типа была знаменита своей резвостью и выносливостью. Сегодня эта порода распространена больше всего в Кировской области и в Удмуртии. Наибольшее распространение порода получила в XIX веке, когда ее начали использовать в упряжных ямских тройках.

Пинцгауская лошадь (Норикийская лошадь, Норикер): фото, описание, история происхождения

Пинцгауская лошадь (Pinzgauer), она же (более распространенное название) – Норикийская лошадь, она же – Норикер (Noriker), произошла от римских лошадей-тяжеловозов. В начале нашей эры римляне разводили лошадей в провинции Норикум (Noricum), откуда эта порода распространилась по всей Европе.

Первый конный завод, на котором разводили именно Норикеров, появился в Австрии в 1576 году, причем коневодство контролировалось и находилось под покровительством зальцбургского архиепископа. Норикийская лошадь была в основном, лошадью для праздничных церемоний и парадов: на конезаводах особое внимание обращали на выведение лошадей с необычной мастью.

Лошади породы Бретонец

Коротконогий коренастый брето­нец на удивление активен, для тя­желовеса у него необычайно резвая рысь, выдающая наличие крови норфолкских родстеров и, если покопаться в прошлом, даже арабов.

Подобно большинству жителей юга Европы бретонцы при выведении породы использовали лошадей, при­везенных с востока крестоносцами для скрещивания с местными животными плебейского происхожде­ния, а сравнительно недавно стали добавлять кровь английских и не­которых континентальных пород – в последнем случае не всегда с ­хорошими результатами.

Тяжелоупряжные породы лошадей

Вы здесь

Результатом многогранной работы ученых, специалистов и работников хозяйств стало создание отечественных пород тяжеловозов -советского, русского, владимирского и латвийского, которые по своим качествам вполне отвечали требованиям народного хозяйства нашей страны (таблица I).

Тяжелоупряжные породы:
Советская тяжелоупряжная порода. Это наиболее крупная тяжелоулряжная порода в нашей стране. Она выведена скрещиванием брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси арденов, першеронов, битюгов и др.). Завезенные из Бельгии и Голландии жеребцы брабансонской породы размещались как в государственных конных заводах, каковыми до 1917 года были Хреновский, Деркульский и Починковский, так и в заводских конюшнях, а также в помещичьих хозяйствах многих областей России. По мере накопления помесей II, III и IV поколений перешли от поглотительного скрещивания к воспроизводительному и разведению помесей желательного типа «в себе».

Постепенно в Починковском конном заводе Нижненовгородской области и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Нижненовгородской, Ярославской. Владимирской областей и Мордовской АССР был создан своеобразный массив лошадей тяжелого типа, значительно отличавшийся от брабансонов. Такой тип отвечал требованиям сельскохозяйственного производства. Новая порода была утверждена в 1952 году.

Лошади советской тяжеловозной породы обладают разносторонними рабочими качествами: быстротой, силой, выносливостью. Племенные кобылы колхозов, совхозов и конных заводов постоянно используются на сельскохозяйственных работах. Лучшей части породы, сосредоточенной в конных заводах, присущи “крупность, массивность, гармоничное сложение, крепкая конституция”

Советские тяжеловесы имеют пропорциональную голову, массивную шею, широкую, но не высокую холку; глубокую и широкую грудь; короткую, широкую и прямую спину; очень широкий раздвоенный и свислый круп: толстую кожу. Из недостатков экстерьера встречается мягковатость бабок, сырость суставов, косолапость, саблистость конечностей. Ос¬новная масть рыжая (65%), рыже-чалая (13%), вороно-чалая, бурая, игреневая.

Современные жеребцы советской тяжеловозной породы несколько облегчены, что отвечает требованиям производства подвижной, более сухой рабочей лошади. Но с учетом перспективы использования этих лошадей в мясном и молочном коневодстве снижение массивности может оказаться нежелательным. В породе выделяются три типа: основной, облегченный и утяжеленный. Лошади этой породы очень скороспелы. При нормальных условиях выращивания 6-месячные жеребята весят 360—380 кг, а в годовалом возрасте 520— 540 кг. Молочная продуктивность чистопородных кобыл кумысной фермы Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства по данным И. И. Сорокиной, составила в среднем 3287 кг. Животные этой породы отлично используют пастбища, грубые и сочные корма, хорошо акклиматизируются в суровых условиях и нетребовательны к содержанию. Эти ценные качества обеспечили популярность породы в деле улучшения рабочих лошадей и сделали ее весьма перспективной в мясном коневодстве.

Плодовитость кобыл конных заводов 65—76%, срок племенного использования 16—.18 лет.

Племенная работа с породой направлена на совершенствование форм телосложения и рабочих качеств лошадей. В породе выделены ценные линии : 508 Румба, Боже, 977 Режима. Жасмина. 284 Ковбоя, 885 Флейтиста и другие семейства (Рулетки. Ревекки. Зозули. Вьюги. Куклы) .

В Мордовском конном заводе сложился своеобразный тип лошадей советской тяжеловозной породы, что было обусловлено прилитием крови суффольков, придавших животным этого хозяйства сухость, хорошие движения и энергетический темперамент.

Лучшее племенное поголовье советских тяжеловозов находится на племенных фермах колхозов и совхозов Ярославской, Горьковской, Владимирской и Тамбовской областей, Мордовской АССР и Украинской ССР (Сумская область). Наиболее ценное племенное поголовье сосредоточено в Починковском (Горьковской области) и Мордовском конных заводах.

Русская тяжелоупряжная порода. Лошади этой породы предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ. Кроме того, они имеют хорошие мясные качества и высокую молочную продуктивность, что делает русскую тяжеловозную породу весьма перспективной в продуктивном коневодстве.

История создания породы относится ко второй половине XIX столетия, когда в Россию начали поступать все возрастающие партии горных арденов из Бельгии. Эти животные были недостаточно гармонично сложенными, имели мягкую спину, свислый зад, отмечалась саблистость конечностей. В то же время поступившие ардены отличались хорошей работоспособностью и неприхотливостью, что способствовало их широкому распространению.

Разводили их в основном помещичьи хозяйства, а также государственные — Деркульский и Хреновский конные заводы и ферма б. Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА). на которую ардены были завезены в 1861 году. К 1904 году их разводили в 376 хозяйствах, а в штате жеребцов госконюшен в 1915 году они составили 25,8% от всех производителей тяжелоупрнжного направления.

Чтобы увеличить поголовье арденов, их разводили не только «в чистоте», но и скрещивали с кобылами упряжного типа разных пород, преимущественно брабансонов и першеронов. В связи с этим поместное поголовье различалось по типу и происхождению.

После Великой Октябрьской социалистической революции племенную работу с арденской породой и ее помесями стали вести государственные конные заводы в направлении типизации поголовья и консолидации желательного типа, В результате работы был создан большой массив племенных лошадей планового типа и выведены заводские линии (Каракула, Ларчика, Поденщика, Рубикона). Утверждена порода в 1952 году.

Лошади русской тяжеловозной породы некрупные, но характеризуются отлично выраженными упряжными формами, они широкотелы, имеют крепкую конституцию и уравновешенный темперамент. К корму неприхотливы, способны хорошо его усваивать и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью — 85—90 жеребят на 100 маток.

Продолжительность заводского использования 20—22 года, нередко 25—27 лет. Масть русских тяжеловозов рыжая, рыже-чалая, рыжая в середине, реже гнедая и вороная. Скрещивание жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами оказалось эффективным. Молочная продуктивность чистопородных кобыл во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства составляет в среднем 2732 кг. Племенные лошади русской тяжелоупряжной породы используются па сельскохозяйственных работах.

Это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбору лошадей с лучшими рабочими качествами. Порода широко распространена почти во всех зонах страны.

В породе существуют два типа: уральский (более крупный) и новоалександровский (менее крупный, но более сухой, гармоничный). За последнее время созданы линии Лазутчика, Коварного, Горностая, Разрядника, Капитана и других, а также высокоценные семейства (026 Булки, 144 Норки. 1611 Салфетки. 0348 Кулиги. 0340 Кристальной и др.).

Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям.

Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровье, долговечность, плодовитость и молочность. Лучшая часть племенного поголовья лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в четырех крупных специализированных заводах: Ново-Александровском Ворошиловградской области, Куедннском Пермской области. Красноармейском Свердловской области и Мстиславском Могилевской области. Имеются эти лошади в Херсонском конном заводе Воронежской области, Пермском Пермской области, Шадринском Курганской области и некоторых других.

Литовская тяжеловозная порода. Выведена в Литовской ССР скрещиванием жмудских лошадей преимущественно с арденами шведского происхождения. На территории Литвы издавна разводилась хо¬рошо приспособленная к местным условиям, выносливая лошадь. сведения о которой встречаются в иппологической литературе XVI века.

Использовали ее для транспорта и в сельском хозяйстве. Во вто¬рой половине XIX века с ростом грузооборота и интенсификацией земледелия жмудских лошадей начали улучшать более крупными тяжеловозными породами, в основном бельгийскими арденами, выращенными в Швеции. Помесей III—IV поколений разводили «в себе». У помесных животных выносливость и неприхотливость местных лошадей сочетались с массивностью и крупностью арденов.

Большую роль в развитии тяжеловозного коневодства Литвы играли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня.

Типизацию поголовья завершили организованные Советской властью Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняискнй и Таурогский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 году.

Лошади литовской тяжеловозной породы имеют хорошо развитые мышцы, крепкую конституцию и спокойный темперамент. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мягкая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей (70%) и гнедой “(22%) масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, здоровьем. В литовской тяжеловозной породе испытаниям подвергается значительная чаем. племенных лошадей, что повышает эффективность улучшения породы. Литовские тяжеловозы используются как- рабочие животные, как улучшатели поголовья в республике и соседних областях РСФСР, кроме того, их экспортируют для убоя на мясо.

В породе выделено девять линий и 13 семейств. Лучшее поголовье этих лошадей находится в Судавском и Жагарском конных заводах, которые одновременно выполняют функции госконюшен и частично племенных рассадников. Каждый из пяти конных заводов республики имеет зону деятельности в 8—11 административных районах. Таким образом, конные заводы обслуживают всю территорию республики.

Владимирская тяжелоупряжная порода. Выведена на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей, в районах так называемого Владимирского ополья. Основную массу конского поголовья этих районов составляла мелкая (высота в холке до 133 см.) крестьянская лошадь крепкой конституции, выносливая, но слабосильная.

В конце XIX в., когда в крестьянском хозяйстве деревянную соху и борону стали вытеснять тяжелые плуг и борона, потребовалась более сильная рабочая лошадь.

Близко расположенные крупные промышленные города (Иваново, Ярославль, Москва и др.) также нуждались в лошади тяжелого типа. В 1886 году была организована Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня, которая была укомплектована рысаками и лошадьми тяжеловозных пород, как першероны, суффольки, суффолькклейдесдали и ардены.

Скрещивание местных кобыл с жеребцами этих пород привело к постепенной замене беспородных лошадей улучшенными помесями. С 1901 г. состав производителей заводской конюшни пополнился 32 жеребцами клейдесдальской, а в период с 1910 по 1917 – 13 жеребцами шайрской породы. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврило-Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы,, что способствовало дальнейшему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа. С 30-х годов началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержащихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей. Организованный в 1936 г. Гаврило-Посадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловесной породы, которая официально утверждена в 1946 году.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом. Животные сильные и выносливые в работе, имеют свободные движения па шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней зоны нашей страны. Экстерьерные особенности этой породы следующие. Голова большая, сухая; шея длинная, с сильно развитыми мышцами; круп раздвоенный, немного приспущенный: конечности крепкие.

У некоторых лошадей наблюдается большая оброслость конечностей, склонность к мокрецам. Масть гнедая (82%), вороная (7%) и рыжая (7%), на голове и конечностях имеются большие отметины. Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в три года жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75—80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы 18—20 лет.

Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряжных качеств животных. Главный метод племенной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гаврило-Посадском (Ивановской области) и Юрьев-Польском (Владимирской области) конных заводах, а также на племенных фермах колхозов и совхозов, В породе создано свыше 10 линий, лучшие из них линии Литого, Ландыша, Холода, Глен, Альбина, Стандарта, Шерифа.

Существенными факторами, оказывающими большое влияние па совершенствование лошадей владимирской породы, являются увеличение маточного поголовья конных заводов, рост численности лошадей перспективных линий, возобновление тренинга и испытания молодняка, проведение выставок и выводок племенного поголовья, более широкий обмен производителями между племенными хозяйствами разных категорий.

Читайте также:  Породы птиц цесарок: описание видов

Источник: “Лошадь на личном подворье”
А. Н. Семин, Н. П. Береснев, Ю. А. Кирсанов, А. В. Лиходеевский
Екатеринбург: Издательство Уральского университета совместно с МП «ПИПП», 1992 г.

Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжелоупряжные породы лошадей до начала периода механизации играли важную роль в жизни людей. Они использовались как верные помощники в сельской местности. Сильных коней запрягали в плуг, с их помощью доставляли большие грузы из одного пункта в другой. Сейчас большинство упряжных пород находится на грани исчезновения.

Отличительные особенности тяжелоупряжных пород

Лошади-тяжеловозы – самые сильные на планете. Им присущи крупные габариты тела, массивные ноги, широкая спина. Издревле такие животные служили на благо человека. В средние века они возили на себе рыцарей, облачённых в железные доспехи, а позднее их задействовали в полевых работах.

Особенности тяжелоупряжных пород:

  • крепкая конституция;
  • огромная сила;
  • добрый нрав;
  • неприхотливость.

Популярные тяжелоупряжные породы

Почти в каждой стране есть свои породы тягловых лошадей. В России к ним относятся русский, советский и владимирский тяжеловозы. В Англии популярны шайрские кони, во Франции – першероны, а в Бельгии – брабансоны. Каждая популяция имеет свою историю, особенности и отличия.

Русский тяжеловоз

Предками русских тягловых лошадей были ардены, населявшие территорию современной Бельгии, и местные рабочие кобылы. Когда бельгийские жеребцы попали в Россию, то сразу вызвали интерес местных жителей. Кони отличались неистовой силой и двигались быстрее аборигенных лошадей. Помеси несколько раз улучшали, приливая кровь брабансонов, что со временем привело к увеличению их роста.

Порода русский тяжеловоз зарегистрирована в 1952 году. Её представители невысокого роста – до 155 см в холке. Они обладают:

  • удлинённым туловищем;
  • длинной изогнутой шеей;
  • глубокой грудью бочкообразной формы;
  • широкой спиной;
  • сухими, очень крепкими короткими конечностями.

Порода русский тяжеловоз

Внимание! Русские тяжеловозы имеют ряд преимуществ – они рано созревают, отличаются крепким иммунитетом, покладистым характером, неприхотливостью, умением приспосабливаться к разному климату.

Советский тяжеловоз

Эта порода развивалась в 18–19 веках на юге Нижегородской области. За основу генотипа брали местных битюгов и тяжеловозов из Европы – брабансонов и суффольков, отличавшихся гигантскими габаритами и мощью. Местные крестьяне могли вывести собственную популяцию на основе европейских тягловых лошадей и без участия битюгов, но они плохо приспосабливались к местным климатическим условиям. К 30-м годам 20 столетия у потомков бельгийских и русских лошадей стали проявляться желаемые генетические признаки, к тому же, они хорошо закрепились.

Породу советский тяжеловоз зарегистрировали после окончания Великой отечественной войны. В его экстерьере отмечают хорошо развитый раздвоенный круп и сильные задние конечности с укороченными бёдрами и длинными скакательными суставами. Представители породы среднего роста – от 1,55 до 1,7 м. Взрослый жеребец весит 900 кг. За годы селекции почти удалось избавиться от фризов на ногах, которые затрудняли уход за копытами.

Внимание! Советская тяжелоупряжная лошадь довольно флегматична и добронравна. От европейских предков она унаследовала относительную резвость, которая обычно несвойственна тягловым породам.

Владимирская тягловая лошадь

История этой породы началась в 1886 году, когда на Гаврило-Посадскую конюшню прибыли английские тяжеловозы клейдесдали. Их использовали для скрещивания с местными кобылами, отличающимися малым ростом, но хорошей выносливостью и неприхотливостью. Немногим позднее в селекции участвовали и шайры, но они не сильно повлияли на развитие отечественной тяжелоупряжной породы.

Владимирская лошадь обладает следующими признаками:

  • высоким ростом – 1,65–1,7 м;
  • объёмной грудью (её обхват достигает 2 м);
  • массивным телосложением;
  • крупной головой с немного сгорбленным профилем;
  • длинной мощной шеей;
  • косо поставленными лопатками;
  • спущенным крупом;
  • костистыми правильно поставленными конечностями с густой оброслостью внизу.

Литовская тяжелоупряжная

Из названия породы становится понятно, откуда она родом, из Литвы. Её предками являются жмудские лошади и шведские ардены. Результаты селекционной работы порадовали – потомственные помеси оказались сильными, сбитыми, крепкими, обладали хорошим здоровьем и недюжинной силой.

В экстерьере литовской тяжелоупряжной породы есть некоторые особенности – непропорциональное сложение тела. Голова у животных большая, расположена на массивной шее средней длины. Туловище короткое, хорошо обмускуленное, спина широкая, рёбра округлые. Грудная клетка крупная, развёрнутая, глубокая. Ноги короткие, сухие. Представители литовской тяжеловозной породы имеют рыжую масть.

Австралийская тяжелоупряжная

У жителей Австралии до момента колонизации не было собственных сильных лошадей. Аборигенные кони были мелковаты, но хорошо приспособлены к необычному климату континента. Европейские колонизаторы доставили на материк представителей четырёх тяжелоупряжных пород:

Австралийская тяжелоупряжная порода

На их основе и выводили австралийскую тягловую лошадь. Средний рост этих животных приближен к 170 см, а вес составляет 700-900 кг. Это массивные красивые кони, обладающие дружелюбным мирным характером.

Внимание! Окрас шерсти австралийской тяжелоупряжной лошади однотонный. Для племенного разведения не допускаются особи с пятнами и подпалинами.

Брабансон

Это очень древняя порода лошадей, предками которой считаются фландерские кони, населявшие территорию бельгийской провинции Брабанд. В средние века эти скакуны участвовали в рыцарских сражениях, а потом сопровождали кавалерию. В 18–19 веках сильным животным нашли другое применение – они возили лес и другие грузы.

Внимание! Сегодня брабансоны охраняются законом Бельгии и считаются национальным достоянием страны. Их кровь течёт в жилах суффольков и шайров.

Среди особенностей экстерьера можно отметить:

  • высокий рост – 1,7–1,8 м;
  • массивный костяк;
  • небольшую голову с выразительными умными глазами;
  • плотную мускулистую шею средней длины;
  • широкую спину и крестец;
  • мощную глубокую грудь;
  • крепкие, устойчивые короткие ноги.

Булонская лошадь

К тяжелоупряжным породам относится и булонская, выведенная во Франции на основе андалузских и чистокровных арабских скакунов. Своим названием она обязана провинции Булонь. Силы и выносливости породе добавила кровь мекленбургских лошадей. Сегодня популяция булонских коней находится в плачевном состоянии, несмотря на поддержку французских властей.

Для этой тяжелоупряжной породы характерна серая масть. Животные отличаются гармоничным сложением тела, мускулистой плотной шеей, небольшой головой с аккуратными заострёнными ушами и умными глазами. Линия спины у булонцев ровная, холка широкая, круп хорошо развит, а хвост посажен высоко. Тяжеловозы французского происхождения обладают короткими и очень сильными ногами.

Ирландская тяжелоупряжная лошадь

По мнению специалистов, предками ирландского тяжеловоза являются кельтские пони и берберийцы. Окончательно порода сформировалась к 19 столетию после скрещивания местных рабочих лошадей с чистокровными верховыми. Помесные потомки использовались и под седлом, и для тяжёлых работ и перевозки грузов.

С виду компактные кони отличаются хорошей работоспособностью и силой. К особенностям экстерьера ирландской тяжелоупряжной породы относятся:

  • рост – 1,5–1,6 м;
  • небольшая голова с широким лбом, расположенная на сильной недлинной шее;
  • расширенные ноздри;
  • прямые уши среднего размера;
  • ровная массивная спина;
  • широкая холка;
  • развитая грудь с выдающимися вперёд мышцами;
  • короткие сильные ноги;
  • окрас шерсти: гнедой, рыжий, серый, вороной.

Суффолькская порода

Родиной суффольков является Англия. Эти лошади произошли от местных кобыл и нормандских коней. Основоположником современной породы считается жеребец Криспс. Он жил в 16 веке и отличался хорошими признаками – ростом выше среднего, крепким костяком, гармоничным строением тела и силой.

Именно такими характеристиками обладают его потомки. Интересно, что представителям породы суффольк свойственен один вид окраса шерсти – красновато-каштановый. У отдельных особей он может быть светлее или темнее. Лошади с другой мастью не вносятся в племенную книгу и не участвуют в воспроизводстве.

Английская тяжелоупряжная лошадь имеет массивное телосложение с правильными пропорциями. Взрослый жеребец весит 700–900 кг, а его рост составляет 1,65–1,7 м, обхват пясти составляет 24 см. Всё тело суффолька хорошо обмускулено, ноги сухие, прямые, сильные. Круп слегка опущен.

Внимание! Современные представители породы суффольк всё также применяются в сельском хозяйстве, но теперь их задействуют ещё и в конном туризме. С помощью этих красивых и сильных скакунов выводят новые породные линии для конкура и троеборья.

Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей является потомком фризских и фламандских коней и имеет английское происхождение. Как и большинство европейских тяжеловозов, в средние века шайры использовались для военных целей.

Шайрская тяжелоупряжная порода

Это высокие и статные лошади. Рост жеребца­-рекордсмена Самсона составлял 2 м 17 см. Современные шайры отличаются крупной костью и гармоничным телосложением. Их рост составляет 1,8–1,85 м, а вес может превышать тонну. Характерная особенность породы – пышные белые фризы на ногах и лысина на голове.

Клейдесдаль – шотландский тяжеловоз

Эта порода является национальной гордостью Шотландии. Её история достоверно неизвестна, но учёные склоняются к версии о том, что клейдесдали произошли от бельгийских тяжеловозов, доставленных из Англии, при скрещивании с местными кобылами.

В 19 веке интерес шотландцев к новой породе сильно возрос. Мощный конь был верным помощником в сельских работах. Так клейдесдали обрели популярность и распространились по всей Европе. К середине 20 века представители этой породы огромными партиями вывозились в Америку и даже в Россию.

Внимание! Родоначальником шотландских тяжелоупряжных лошадей считается жеребец Глансер 1885 года рождения.

Клейдесдали – настоящие гиганты. Высота в холке жеребца достигает отметки 1,8 м. Средний вес особи составляет 900–1000 кг. У представителей шотландской тяжелоупряжной лошади довольно крупная голова, горбатый профиль, красивая ниспадающая чёлка и выразительный взгляд.

Клейдесдальские кони – обладают недлинной мощной шеей с красивым изгибом, широкой грудью и мощными обмускуленными плечами, хорошо обозначенной холкой. Их конечности широкие и сильные с крупными суставами, а нижнюю их часть украшают роскошные фризы. Традиционными мастями шотландского тяжеловоза считаются:

У клейдесдалей нередко встречается подмастка сабино. Фризы на ногах чаще белые, реже – окрашены в основной цвет шерсти.

Першерон

Это относительно молодая порода тяжелоупряжных лошадей французского происхождения. Она выведена в начале 19 века скрещиванием местных рабочих кобыл с арабскими скакунами. По мнению специалистов, на развитие породной линии также повлияли булонские и бретонские жеребцы. Её название связано с областью Перше, где изначально занимались разведением этих лошадей.

Распространённая масть першеронов – серая, её они унаследовали от арабских предков. Французский тяжеловоз вобрал в себя всё самое лучшее от своих прародителей:

  • гармоничное сухое телосложение;
  • силу и мощь;
  • выносливость;
  • мягкий ход.

Першероны обладают средним ростом – 1,62 м и квадратным типом телосложения. Обхват груди жеребца нередко превышает 2 м, пясти тоже довольно массивные – 24–25 см в окружности. Животные имеют компактную красивую голову с выступающей лобной частью и аккуратным профилем, мускулистую шею, густую гриву. Их спина и холка широкие, круп мощный, прямой, раздвоенный. Предплечья тяжеловозов из Франции средней длины, пясти короткие, суставы крупные и прочные. Гиганты-першероны отличаются мягким характером и неприхотливостью. Сегодня их используют для улучшения других пород и создания лошадей для охоты и спорта.

Голландская упряжная – фризская лошадь

Небольшая провинция Фрисландия на севере Нидерландов – родина этих скакунов. В Голландии эта порода является национальной гордостью страны. Она очень древняя, а предками фризских лошадей считаются испанские скакуны и местные холоднокровные породы. Родоначальником фризов является жеребец по кличке Немо.

Голландская тяжелоупряжная лошадь очень хорошо сложена, правда, шея и голова на фоне туловища кажутся слишком большими. Корпус фризов сухой и мускулистый, живот подтянутый, грудь округлая, широкая. Конечности жилистые средней длины, нижняя их часть украшена роскошными щётками.

У фризов довольно густая грива и хвост, а масть преимущественно вороная. Эти лошади считаются одними из самых красивых в мире. Средний рост скакуна составляет 1,62 м. Кони обладают размашистыми движениями, их рысь смотрится эффектно.

Тяжелоупряжные породы – это кони-силачи. Они не способны развивать высокую скорость и не могут похвастать изяществом форм, их предназначение другое – выполнять тяжёлую работу и возить грузы. Сейчас они уже не столь востребованы, как раньше, но многие породы тяжеловозов представляют историческую ценность. Благодаря энтузиастам, они сохранились до нашего времени, несмотря на пережитые войны и развитие технического прогресса.

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Читайте также:  Описание карликовых пород кроликов

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Породы лошадей тяжеловозов: описание, вес, содержание и фото

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Читайте также:  Порода Благоварская: описание кросса

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Советская тяжеловоз — порода лошадей очень ценится во всём мире. Ни одна другая порода не обладает таким пышным букетом достоинств и преимуществ, которые ценятся на высшем уровне. Советские тяжеловозы рано созревают и вырастают, дают огромное количество жирного молока и показывают себя, как первоклассные и выносливые труженики.

История разведения

В советских тяжелоупряжных лошадях смешалось огромное количество крови. Для выведения этой уникальной породы использовались брабансонская, першеронская порода, а также битюги, суффольковы лошади и арденовы.

История лошади породы советских тяжеловозов началась в середине XIX века, когда в России для тяжёлых работ стали массово завозиться брабансоны. Они были превосходными работниками, но абсолютно не приспособлены к суровому русскому климату. Лошади часто болели, поэтому умирали, а скрещивание их с местными тяжелоупряжными породами решило эту проблему.

Советские тяжеловозы были выведены на Нижегородском и Московском конном заводе. Процесс выведения был очень сложным и длительным, но результат превзошёл все ожидания.

Советские тяжелоупряжные кони очень покорные и спокойные. Они рождены для тяжёлых рабочих и климатических условий. Советские тяжеловозы обладают сильнейшим иммунитетом и крайне редко подвержены заболеваниям, что так ценится у сельскохозяйственных работников.

Спокойный нрав

Экстерьер

У этих тяжеловозов не только хорошо развита система органов движения (мускулы), они ещё и необычайно красивы. В отличие от других пород, голова лошади советской упряжной породы средняя и пропорциональная, с красивой, выразительной мордой.

Туловище у них длинное и крепкое, с широкой и мощной грудной клеткой. Ноги у лошадей породы советских тяжеловозов очень сильные и мускулистые. Копыта крепкие и плоские, благодаря которым лошади спокойно передвигаются даже по рыхлой и болотистой почве.

Советская тяжелоупряжная порода чаще встречается рыжей масти с гривой и хвостом средней длины. Умеренная оброслость лошади не требует стрижки и ухода за шерстью животного.

Советский тяжеловоз – это порода лошади с высокой продуктивностью и отличающаяся быстрыми темпами созревания. Они очень стремительно набирают массу тела и рост. Более полтонны может весить годовалый жеребенок. С наступлением двухлетнего возраста их активно используют на тяжелых работах, а после 5 лет – допускают к специализированным соревнованиям.

Одной из отличительных особенностей, является возможность длительной племенной эксплуатации. Отдельные кобылы дают потомство и в двадцатилетнем возрасте и более старшем.

Непривередливы в еде, готовность потреблять дешевый корм, способность жить в любых сложных условиях, делает содержание советских тяжеловозных лошадей очень выгодным и привлекательным. Кобылы, в лактационный период очень продуктивны и дают в среднем около 6000 литров молока. Эту особенность, с успехом применяют в улучшении качества местной породы рабочих лошадок.

Советский тяжеловоз — порода лошади, которую вывели на Починковском и Мордовском конезаводе. Несмотря на это, было выделено два вида породы со своими особенностями и различиями.

Особи, выведенные на Починковском конезаводе, очень схожи с тяжеловозами. Их туловище массивно, удлинено, имеет высокие ноги.

Мордовские кони, более схожи с Суфолькской породой и соответственно их телосложение не столь массивное и более сухое.

Коротко о рекордах

Говоря об этих лошадях, хочется упомянуть об ее достижениях и рекордах. На ипподроме в Тамбове, в 1957 году, гнедо-чалый жеребец по имени Форс, стал рекордсменом в грузоподъемности.

Он преодолел расстояние в 35 метров с грузом практически 23 тонны, благодаря чему и стал абсолютным рекордсменом.

Далее, на всесоюзных соревновательных мероприятиях, на протяжении 30 лет начиная с 1960 года, лучшие представители данной породы, занимали призовые места и ставили новые рекорды.

Жизнь не стоит на месте и с появлением современных технических новшеств и внедрении их в сельское хозяйство, сняло необходимость использования тяжеловозов.

На данный момент, порода проживает достаточно сложный период, невзирая на свои столь высокие результаты. Количество чистопородных особей, стремительно сокращается, высокопродуктивные матки, больше не имеют спроса, и потребность на них резко снизилась.

Известные европейские породы

Одна из самых знаменитых «хладнокровных» лошадей — это известный на весь мир английский тяжеловоз породы Шайр. Лошади по экстерьеру высокие и массивные, но в тоже время они «аристократичны».

Вес жеребцов английского тяжеловоза породы Шайр может достигать 1,3 тонн

Прямыми предками этой породы были боевые рыцарские кони, которые по тем временам достигали очень больших для лошади размеров. Но их потомки и сейчас славятся своими серьезными габаритами на весь мир. Вес жеребцов может превышать до 1,3 т, а их высота в холке может достигнуть 190 см. Наиболее часто встречающиеся масти шайров: гнедая, караковая, серая, гнедая.

Наибольшую популярность в Средневековой Англии эта тяжеловозная лошадь начала приобретать при правлении короля Генриха в 18 веке. Правитель посчитал необходимым принять закон об активном разведении данной породы на территории своей страны, преследуя цель обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными тягловыми (ломовыми) лошадьми.

Бельгийская упряжная, она же фландрийская, она же брабансон — появилась в эпоху Средневековья. Была выведена на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозов является частично родоначальником шайров, суффолькских и клейдесдальских лошадей.

Тяжеловоз брабансон — идеальная лошадь для сельских работ

Рост у них, правда, не такой высокий, как например, у шайров, но может составлять чуть более 170 см в холке. Масти преимущественно: рыжая, красно-рыжая гнедая, гнедо-чалая.

Для сельских работ это животное подходит идеально, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен с человеком и имеет высокую работоспособность. Более того, представители этой породы — одни из самых распространенных долгожителей среди иных коней-тяжеловесов.

Суффолк

Один из старинных европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые упоминается эта порода в исторических летописях начала 16 века, однако наибольшую популярность она начала приобретать лишь в середине 18 века.

Суффолк — старинный европейский тяжеловес с очень покладистым характером.

Экстерьер такой лошади отличается толстоватыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округленной формой копыт. Рост жеребцов колеблется в среднем от 165 см и иногда бывает выше 170 см в холке. Вес животного может достигать тонны. Часто встречаются светло и темно-рыжие масти, иногда каштановые. Характер у этих коней покладистый, дружелюбный.

Першерон

Эта порода лошадей тяжеловозов — гигант, производить которую начали во Франции в 19 веке. Порода получила мировую славу не случайно. Першерон — один из самых больших коней мира, как по весу, так и по росту в холке. Были среди них и настоящие рекордсмены, которые переваливали отметку в росте куда более 2 метра!

Тяжеловоз-гигант Першерон обладает прекрасным аристократическим экстерьером.

Несмотря на всю массивность их тела, эти французские кони обладают прекрасным аристократичным экстерьером, за что должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Голова у них аристократичной формы с небольшими подвижными ушками и выразительными среднего размера глазами. Удивительно и то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их массивность.

Частые масти: серая в яблоках, куда реже — вороная. У этих коней редко растут на ногах «щетки».

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей, потому что, не смотря на свой огромный рост и вес, обладает внешне очень привлекательным экстерьером.

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей — шотландский тяжеловоз Клейдесдаль .

Клейдесдаль, как порода, выведен на просторах современной Шотландии. Конь приспособлен для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному гунтеру. У клейдесдаля шаг и рысь мягкие. Эти кони — обладатели широких костей, большой мышечной структурой и мощной конституцией тела. Однако есть существенный недостаток: представители этой породы — изнежены. Раскрытие полного потенциала клейдесдаля возможно лишь при условии высококачественного ухода и кормления.

Преимущественные масти: чаще гнедая, рыжа, в целом же — разнообразны.

Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжеловозные породы лошадей сформировались в XVIII—XIX вв. в период бурного развития промышленности, городского транспорта и интенсивного земледелия. В XVIII в. в Англии были созданы суффольки, шайры и клейдесдали; в XIX в. во Франции — першероны; в Бельгии — ардены и брабансоны. В настоящее время за границей наибольшей популярностью пользуются ардены, брабансоны и першероны. В нашей стране тяжелоупряжное коневодство начало развиваться в конце XIX в. после ввоза импортных тяжеловозов, которых использовали как для чистокровного разведения, так и для улучшения местного конского поголовья.
Советская тяжеловозная порода. Эта порода наиболее крупных в нашей стране тяжеловозов была создана путем длительного скрещивания местных и помесных кобыл различного происхождения (помеси першеронов, арденов, битюгов) с жеребцами породы бра-бансон. Утверждена в 1952 г. Брабансонов начали завозить в Россию во второй половине XIX в. Чистопородных брабансонов разводили в основном на Деркульском, Хреновском и Починковском конных заводах. Жеребцов этой породы использовали для улучшения местных лошадей методом поглотительного скрещивания. Решающую роль в формировании породы сыграли Мордовский, Ярославский, Починковский, Куркинский (Пензенской области), Уваровский (Тамбовской области), Ровенский (Сумской области) и Сонковский (Тверской области) госплемрассадники, в которых совершенствование желательного типа лошадей шло за счет разведения помесных лошадей «в себе».
В результате длительной направленной племенной работы был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, существенно отличающийся от импортных брабансонов как по экстерьеру и конституции, так и по продуктивности: советский тяжеловоз суше, несколько легче, обладает более живым темпераментом, чем лошади породы брабансон.
Для лошадей советской тяжеловозной породы характерны средняя по величине голова; средней длины или короткая, мускулистая шея; низкая и широкая холка; широкая, длинная, иногда мягкая спина; ровная и широкая поясница; широкий, раздвоенный, несколько свислый круп; широкая грудь; крепкие, средней длины, достаточно сухие конечности; умеренная оброслость гривы, хвоста и щеток. Основные масти: рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и гнедо-чалая.
Конституция крепкая, темперамент спокойный, однако у отдельных животных встречается рыхлый тип конституции. Из эк-стерьерных недостатков можно отметить запавшее запястье, косолапость, саблистость задних конечностей и мягкие бабки.
Высота в холке жеребцов в среднем составляет 161 см, обхват пясти — 25,2 см; кобыл — соответственно 156,4 и 23,9 см.
Лошади советской тяжеловозной породы обладают высокой скороспелостью. К 6-месячному возрасту элитные жеребчики достигают массы 375 кг и более, а к 3 годам они пригодны к племенному использованию.
Большая энергия роста в подсосный период обусловлена высокой молочностью кобыл, которая за 6 мес составляет в среднем 2000—3000 л молока, а от кобылы Рябина в возрасте 7 лет за 348 дней лактации получено 6173 кг молока (максимальная суточная продуктивность 20 кг).
В испытаниях на максимальную грузоподъемность рекордистом породы является гнедо-чалый жеребец Форс 1951 г. рождения, который провез груз массой 22 991 кг на расстояние 35 м.
Рекордистами породы по срочной доставке груза являются кобыла Рафня и жеребец Зубр. Максимальную тяговую выносливость показала кобыла Жердь (1138,17 м), максимальную силу тяги — кобыла Заводь (8340 Н). Рекорд по троеборью принадлежит кобыле Развилке (103,15 балла).
Основные линии жеребцов: Румба, Режима, Жасмина, Ковбоя, Флейтиста и др.
Советских тяжеловозов разводят почти повсеместно в зоне интенсивного земледелия как в европейской, так и в азиатской части России.
Русская тяжеловозная порода. Работа по выведению породы началась в России с момента ввоза из горной части Бельгии в XIX в. мелких тяжеловозов — арденов. Первоначально их разводили на ферме Петровской сельскохозяйственной академии, затем на Дубровском, Деркульском и Хреновском конных заводах и во многих частных хозяйствах. В 1904 г. разведением арденов занимались уже 376 хозяйств.
Наряду с чистопородным разведением арденов для более быстрого увеличения поголовья тяжеловозов скрещивали с лошадьми упряжного типа разных пород, главным образом с брабансонами и першеронами.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей.
Лошади русской тяжеловозной породы долговечны. Племенная служба жеребцов-производителей и кобыл на племенных заводах продолжается до 20—27-летнего возраста.
Высота в холке жеребцов 150 см; обхват пясти — 22 см, кобыл — соответственно 148 и 20,9 см.
При небольшом росте русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами. Используются они на сельскохозяйственных работах и как ценные улучшатели мелких рабочих лошадей. Весьма хорошие результаты дает скрещивание русских тяжеловозов с местными степными лошадьми. Полученные помеси хорошо развиваются при табунном содержании и по живой массе превосходят местных лошадей на 60—70 кг.
Кобылы русской тяжеловозной породы высокомолочны и за лактацию продуцируют до 3000 кг молока.
Рекордистами породы по срочной доставке груза являются кобыла Геральдика и жеребец Голосок. Максимальную тяговую выносливость показала кобыла Палатка (1091,6 м). Рекордистом по максимальной силе тяги является жеребец Раскат (7734 Н), а по троеборью — кобыла Рыска (85, 84 балла).
В породе существуют два типа — уральский, более крупный, и новоалександровский, менее крупный, но более сухой.
Ведущие линии жеребцов: Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика, Лазутчика, Коварного, Горностая и Разрядника.
Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение при использовании кроссов, линий и инбридинга на выдающихся родоначальников. Для освежения крови иногда применяют ограниченное скрещивание с советской тяжеловозной породой.
Владимирская тяжеловозная порода. На территории Владимирской и прилегающих к ней областей в крестьянских хозяйствах издавна занимались разведением сильной, выносливой, но недостаточно крупной лошади. В 1886 г. здесь была организована Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня, где находились жеребцы рысистых и тяжеловозных пород, которых скрещивали с кобылами из крестьянских хозяйств. Среди тяжеловозов были ардены, суффольки, шайры и клейдесдали. Однако наибольшее влияние на улучшение местных лошадей оказали клейдесдали.
Направленная племенная работа с помесным поголовьем началась с 1936 г. после организации Гаврилово-Посадского племенного рассадника. Официально владимирская порода была утверждена в 1946 г.
Владимирские тяжеловозы — довольно крупные и массивные лошади с высокими рабочими качествами и ярко выраженными экстерьерными особенностями. Голова крупная, длинная, иногда горбоносая; шея длинная, мускулистая; холка высокая; спина длинная, широкая, нередко несколько мягковатая; круп длинный, широкий, раздвоенный, нормального наклона или несколько свислый; грудь широкая и глубокая; конечности хорошо развитые, длинные, сухие. Масть гнедая, караковая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами на голове и конечностях. Лошади имеют свободные, широкие движения на шагу и рыси.
Рекордистами породы по срочной доставке груза являются жеребцы Грозный и Курган. Рекорд по тяговой выносливости принадлежит кобыле Баррикаде (987,2 м); по максимальной силе тяги — жеребцу Экару (8036 Н) и по троеборью — кобыле Гордости (99,90 балла).
Ведущие линии жеребцов: Литого, Ландыша, Шерифа и др.
Основная задача племенной работы с владимирской породой состоит в дальнейшем повышении племенных и рабочих качеств животных путем целенаправленного отбора и подбора и систематического тренинга и испытания молодняка.

Ссылка на основную публикацию